Любознательность и познавательная активность — основные черты, присущие большинству детей младшего школьного возраста. Полноценное развитие этих качеств осуществляется не только во время уроков, но и на внеклассных мероприятиях.
В последнее время реализуется активная разработка не только учебной программы, но и внеурочной деятельности. Благодаря современным педагогическим технологиям и методикам, возможно максимальное развитие природных задатков ребенка.
Внеклассные мероприятия в начальной школе — привлекающий фактор, мотивирующий многих детей посещать занятия и делать это с удовольствием. Ведь именно эта часть образовательного процесса подразумевает под собой проведение игр, соревнований, конкурсов, занятий творчеством. Такая деятельность нравится детям, позволяет им самореализовываться, проявлять инициативу и весело проводить время со сверстниками. Также во время таких занятий возможно закрепление приобретенных знаний, умений и навыков.
Задачи внеклассных мероприятий
Внеурочная деятельность — это разнообразная система всевозможных занятий с различными назначением, содержанием, формой, методикой проведения. Основная цель работы заключается в создании комфортной среды, которая позволит осуществлять основные группы задач: воспитательные, практические, развивающие и общеобразовательные. При этом педагог должен грамотно сочетать это с реализацией обязательной программы образовательного процесса.
Главными задачами внеклассной деятельности являются:
- Всестороннее развитие качеств личности младшего школьника посредством самореализации в процессе игры и занятий творчеством.
- Создание ситуаций для развития творчества и инициативности.
- Формирование навыков работы в коллективе, организаторских способностей.
- Обеспечение социальной защищенности и психологического комфорта каждого ученика.
- Воспитание любви к родному краю путем ознакомления с народным творчеством.
- Повышение педагого-психологической культуры родителей через совместную деятельность.
- Пропаганда здорового образа жизни.
Внеклассные мероприятия в начальной школе: направления деятельности
Успешная реализация такой деятельности возможна при использовании трех направлений:
- Учебно-воспитательная деятельность: кружки по интересам, творческие мастерские, ярмарочные игры, экскурсии.
- Досуговая деятельность: мероприятия, связанные с музыкой, интеллектуальными играми, литературой, спортом, развлечениями, утренники и викторины.
- Спортивно-оздоровительная деятельность: прогулки, подвижные мероприятия, игры, соревнования, эстафеты.
Важную роль во внеурочных занятиях играют мероприятия с развлекательной и познавательной направленностью. Есть несколько основных причин.
- Такой вид деятельности предусматривает полилогичное общение детей между собой. В свою очередь, педагог может отслеживать реакцию коллектива.
- Младшие школьники склоны к подражанию и зависимости от мнения сверстников. В процессе мероприятий учитель наблюдает за поведением отдельных учеников, оказывает влияние на их мнение и поведение.
- Создается естественная коммуникативная атмосфера, улучшается результативность работы с коллективом.
В качестве заключения
Для достижения значимых результатов организация внеклассных мероприятий должна быть систематической, основана на комплексном подходе и вызывать интерес у детей. Становление личности младшего школьника возможно, если работа педагогов будет планомерной и целенаправленной. Более того, учителю не стоит забывать учитывать склонности, интересы и пожелания детей, их возрастные особенности при планировании внеурочной деятельности.