Тестирование в начальной школе

Тестирование в начальной школе

В настоящий момент современным обществом предъявляются все большие требования к образованию и его качеству, которые незамедлительно создают почву для переосмысления всего процесса в целом. Страны всего мира вовлечены в процесс, который должен повысить надежность и эффективность контроля качества образования. Для того чтобы решить данную проблему, регулярно исследуются учебные достижения участников процесса, происходит разработка и апробация разнообразных систем педагогического мониторинга, которые, в свою очередь, основаны на контроле знаний и умений при помощи тестов.

Тестирование в школе

Тестирование в начальной школе

Необходимость обновления и улучшения образовательной системы была вызвана социально-экономическими изменениями в РФ. Установившиеся тенденции в образовательной сфере, в свою очередь, выявили важность модернизации всего процесса в начальном звене. Перечисленные изменения помогут создать новые условия, в которых дети смогут:

  • Развивать самостоятельные способности решения проблем на базе приобретенного опыта.
  • Формировать способности высказываться о явлениях разных сфер жизни.
  • Развивать личностные качества, способствующие социализации и самореализации в меняющемся обществе.

Более того, предъявляются новые требования и к выпускникам. Они подразумевают формирование умения:

  1. Самостоятельно ставить цели, определять нормы и формы взаимодействий.
  2. Делать выбор.
  3. Быстрого нахождения необходимой информации.

Основной целью образовательных стандартов 2-ого поколения является возможность развития личностных качеств учащихся при помощи освоения УУД. Подробно деятельностный подход изучали в своих трудах Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин. Они указали, что развитие познавательной сферы учащихся зависит от их способности организовать учебную деятельность.

Федеральный эксперимент, включающий элементы совершенствования структуры и содержания общего образования, установил необходимость выполнения заданий для учеников 4 класса в тестовой форме для 2-х предметов: русский язык и математика. Используется принцип Единого Государственного Экзамена.

Таким образом, школа, на данный момент, основной потребитель тестов. Сфера их использования очень разнообразна. При помощи тестов распределяют детей по способностям, выявляют интеллектуальные отклонения, оценивают причины неуспеваемости и др. Кроме того, тесты помогают решать учебные задачи, включающие овладение программой обучения, умениями, навыками.

Функции тестов

Тестирование в начальной школе

Выделяют несколько основных функций метода тестирования в начальной школе:

  1. Социальная.
    Позволяет оценивать соответствие ЗУН младшего школьника требованиям, которые предъявляются ребенку обществом.
  2. Образовательная.
    Обеспечивает закрепление и систематизацию знаний и умений.
  3. Информационная.
    Фиксирует результаты, полученные в ходе образовательного процесса, оценивает успеваемость, достижения, недочеты.
  4. Диагностическая.
    Создает возможность вносить изменения в ход обучения, диагностирует причины неуспеваемости.
  5. Развивающая.
    Развивает память, внимание, мышление, творческие способности, сферу эмоций и другие качества.
  6. Обучающая.
    Помогает закрепить материал, повторить основные моменты, сделать акцент на главных вопросах курса.
  7. Воспитательная.
    Дает стимул для дальнейшей работы, углубляет знания, развивает самоконтроль и самооценку.
  8. Аттестационная.
    Характеризует уровень обученности младшего школьника, позволяет провести аттестацию как ученика, так и учителя.

Преимущества и недостатки тестов

Тестирование в начальной школе

Начинать работать с тестовыми формами можно в начальном звене. Считается, что тесты, в первую очередь, это не контроль и оценка ЗУН, а диагностика текущего состояния учащегося, его проблем при обучении.

Тестирование в начальной школе — спорный момент. До сих пор ведутся дискуссии относительно целесообразности использования данной формы оценки и диагностики. Существуют как преимущества, так и недостатки.

Преимущества тестирования:

  • Качественный и объективный способ оценки благодаря стандартизации процедуры.
  • Справедливый метод, поскольку ставит всех учащихся в равные условия.
  • Объемный инструмент, способный вместить большое количество разных заданий и несколько тем.
  • Точный, с точки зрения оценивания, способ.
  • Наиболее экономически выгодный тип проверки знаний.

Недостатки тестирования:

  • Полученные данные не позволяют раскрыть причины недостатка знаний.
  • Не оценивает творческую составляющую знаний.
  • Большое количество тем не позволяет ученику провести глубокий анализ вопроса.
  • Объективность и справедливость оценивания результатов может быть достигнута только при соблюдении анонимности.
  • Невозможно повторное использование.
  • Не исключается вариант случайного угадывания ответа.

Заключение

Тестирование в начальной школе

Многочисленные исследования тестовой формы для оценивания знаний и формирования качеств учащихся позволяют сделать вывод, что тестирование имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Большое искусство использовать этот метод так, чтобы он давал объективную и грамотную оценку. Более того, многие ученые рекомендуют не злоупотреблять тестами, а стараться комбинировать их с другими способами проверки ЗУН.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Учитель начальных классов Курганова С. Ю.