Неопределённая форма глагола

Неопределенная форма глагола

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: совершенствование умения распознавать глаголы в неопределённой форме, правильно ставить к ним вопросы, образовывать временные формы от глаголов неопределённой формы.

Задачи:

  1. Совершенствовать умение, находить в тексте глаголы в неопределённой форме.
  2. Способствовать развитию навыков, разбирать по составу глаголы неопределённой формы.
  3. Содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Неопределённая форма глагола. Русский язык в 4 классе

Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности

— Я рада видеть каждого из вас. Мысленно скажите себе: «у меня на уроке всё будет хорошо. У меня всё получится». Улыбнитесь друг другу. Тихо сели девочки, мальчики. Следим за посадкой. Пусть вам сегодня на уроке помогут внимание, сообразительность и те знания, которые вы уже приобрели. На уроке мы с вами будем говорить о том, что уже знаем, а так же узнаем что-то новое.

«Словарная минутка»

— Начнём мы со словарной минутки. Я предлагаю вам отгадать вам кроссворд. Для этого вы поработаете в парах, обсуждая тихо и записывая ответы на листочках. Я прочитаю вам фразу, а вы замените её одним словом.

  1. Забавляться, развлекаться с помощью какого-нибудь занятия.
  2. Находиться всем телом в горизонтальном положении.
  3. Относиться с уважением к кому-либо.
  4. Обнести изгородью, забором.
  5. Создавать какое-нибудь сооружение.
  6. Стараться схватить движущийся предмет или захватить добычу.

— Давайте проверим (читают, как записали).

— Какие орфограммы встретились в этих словах? Какое слово получилось в выделенных клетках? (глагол).

— Мы с вами изучаем тему «Глагол». Я хочу прочитать вам слова А. К Толстого: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе».

— Поэтому тема « Глагол» является одной из самых важный в русском языке.

Определение темы, постановка учебной задачи урока

— Сейчас проведем разминку. Вам пригодятся те знания о глаголе, которые у вас уже есть. Воспользуйтесь карточкой-памяткой и дополните предложения.

Памятка.

  1. Глагол – это…
  2. Глаголы отвечают на вопросы……
  3. Глагол обозначает……
  4. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются……
  5. Грамматическая основа предложения – это…
  6. Сказуемое чаще всего бывает выражено……

— Давайте вернёмся к словам в кроссворде. Что их объединяет? (это глаголы, неопределённой формы).

— Попробуйте сформулировать тему урока.

— Какие задачи урока можно поставить?

  1. Повторить на какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы.
  2. Узнать отличительные признаки глаголов неопределённой формы.
  3. Уметь употреблять глаголы неопределённой формы в речи.

— Что-то мы уже знаем, а что-то ещё узнаем.

— Запишите число, классная работа.

Неопределенная форма глагола

— Почему форма глагола называется неопределённой? (нельзя определить время, число, род, лицо). Задайте вопрос, распределите слова в два столбика.

Держать, зарубить, мозолить, прикусить.

— Что общего во всех глаголах? (неопределенная форма)

Неопределенная форма глагола

— На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы? Чем отличаются, чем похожи?

Совместное открытие новых знаний. Исследовательская работа

— Проведём исследования. Какие еще признаки есть у глагола неопределённой формы.

Неопределенная форма глагола

— Запишите глаголы, поставьте их в неопределённую форму. Слайд 4.

Иду – идти
Везешь – везти
Играю – играть

— Вывод: глагол неопределённой формы могут оканчиваться на – ть и – ти.

Неопределенная форма глагола

— Какой частью слова являются – ть и – ти в глаголах неопределённой формы?

Неопределенная форма глагола

Точки зрения учёных.

— Разберите глаголы мозолить, прикусить, принести по составу.

Неопределенная форма глагола

— Но у нас есть ещё глаголы. Давайте проведём исследование.

Берегу — беречь
Стригу — стричь

— Поставьте и в неопределённую форму. Запишите и разберите по составу. Объясните.

Неопределенная форма глагола

Сделаем вывод.

— Итак, какие ещё признаки глаголов неопределённой формы мы узнали?

Неопределенная форма глагола

Подведём итоги.

— Как по-другому можно назвать неопределённую форму глагола? (начальная форма глагола, инфинитив (в переводе с английского : неопределённая)

Неопределенная форма глагола

Физминутка для глаз.

(Добавить на доску частицу — ся).

— Что вы знаете об этой части слова? Составьте с данной частицей новые слова.

Беречься, стричься.

— Это тоже неопределённая форма глагола. Почему?

— Составьте с одним из этих слов предложение. Какое правило надо помнить при написании этих слов? (слышим – ца, пишем ться) предложение из слов.

— спортивный, упражнение, помочь, мы, беречь, здоровье (все слова даны в начальной форме). Запишите предложение.

Спортивные упражнения помогают нам беречь здоровье.

— Найдите и подчеркните основу предложения.

— Определите, какой частью речи является каждое слово.

— Дайте характеристику предложения.

— Найдите слово, в котором все согласные звуки звонкие? (нам)

— Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв? (спортивные)

— Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков (беречь). Почему?

— А сейчас я предлагаю вам сделать разминку. Выполняйте и слушайте внимательно. Что интересного вы услышите?

Встать, потянуться, распрямиться,
Присесть, подняться, наклониться,
Распрямиться, повернуться, улыбнуться, сесть.

Все слова в разминке – это глаголы в неопределённой форме.

Закрепление материала

— Давайте закрепим полученные знания. Работа с учебником.

Стр. правило, упражнение №361.

— Записать слова, определить время, поставить в неопределённую форму (пишем, объясняя «цепочкой»).

Повторить правило образования глаголов неопределённой формы.

— Как нужно одеваться в зимнее время?

— Чтобы меньше болеть, надо заниматься спортом. Это можно делать в секциях, а можно и дома. А как? Составьте текст-инструкцию. Поставить глаголы в неопределённую форму (работа на листочках).

Утром нужно (делаю) _________________ зарядку. Упражнения (выполняю) __________________
медленно. Между ними (делаю) _________________ небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) __________________________ дыхание, надо (дышу) _________________________
ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) _____________________при открытой форточке.

Взаимопроверка. Прочитать.

— Сейчас я предлагаю вам «Логическую минутку».

— Даны части слов, соберите их в глаголы неопределённой формы. Запишите и разберите по составу (коллективная работа).

Приставки: про-, за-, у-, при-, по-.
Корни: -чит-, -рис-, -ех-, -смотр-, -бел-.
Суффиксы: -а-, -ова-, -е-, -и-.

— Иногда в литературе мы встречаем фразеологические обороты, т.е. сочетания слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов.

— Представьте, что вам нужно объяснить младшим товарищам значение таких оборотов, но только одним словом.

Замените фразеологизмы глаголом неопределённой формы.

Надуть губы (обидеться).
Водить за нос (обманывать).
Прикусить язык (замолчать).
Унести ноги (убежать).
Зарубить на носу (запомнить).

Проверка.

— Так что мы сегодня должны « зарубить на носу» из сегодняшнего урока? (повторить всё о глаголе неопределённой формы)

— Чтобы мне понять, кто из вас как понял эту тему, давайте выполним тест (выполняют тест на листочках).

В заключении проведем тест.

  1. Подчеркните глаголы в неопределённой форме.
    • ходить
    • смеётся
    • думать
    • читал
    • прогуливаться
  2. Выберите те вопросы, которые относятся к неопределённой форме глагола.
    • что сделал?
    • что делать?
    • что делает?
    • что сделать?
  3. Найдите в тексте и подчеркните глаголы в неопределённой форме.
    Была в их стае маленькая ласточка, такая проворная: никак её догнать нельзя было – от всех увёртывается. Погонится за ней Пятнышко, а она – туда, сюда, вниз, вверх, в сторону бросится, да как пустится лететь – только крылышки мелькают.
  4. Поставь глагол в неопределённую форму.
    • Скучали — ________________________
    • Бегает — _________________________
    • Гуляла — _________________________
    • Поглядел — _______________________
    • Любит — __________________________

Рефлексия

— Внизу листочка нарисуйте круг. Если вы считаете, что работали хорошо и всё поняли, то раскрасьте круг в красный цвет. Если что-то вам было непонятно, работали не в полную силу, раскрасьте круг в синий цвет.

Неопределенная форма глагола

Спасибо за урок!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Учитель начальных классов Курганова С. Ю.
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

*

code