« Перспектива работы по внедрению ФГОС»

Сообщение по теме:
« Перспектива работы по внедрению ФГОС»

Это интересно:

Наша школа МБОУ «СОШ №21» с 2011 года участвует в введении Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Педагогический коллектив активно включился в изучение, а затем в апробацию условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Все учителя начальной школы претворяют в жизнь «Программу изучения и введения ФГОС второго поколения МО учителей 1 ступени образования».
При планировании методической работы школы педколлектив стремился отобрать те действенные формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой и учителями начальных классов.
При изучении стандартов второго поколения я выделила для себя принципиальное отличие в переходе на новый уровень образования. В основе лежит деятельностный подход. Ребёнок познаёт окружающий мир через деятельность, которая должна стать основой обучения. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации удваивается, как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание я уделяю развитию разнообразных видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Главная моя задача  при подготовке уроков — уйти от монологической речи учителя, прийти к тому, что ребёнок получает знания не потому, что он внимательно слушает учителя, а потому, что он через деятельность соприкасается с новыми знаниями. Изменились функции учителя. Учитель лишь сопровождает ребёнка. Стараюсь строить урок так, чтобы ученик мог почувствовать себя хозяином урока: что он может ответить, когда ответить, как ответить. И ребёнок с первых уроков не чувствует скованности, страха, неуверенности в своих силах. При таком подходе ученик не загнан в определённые «рамки», я даю ему возможность высказать своё мнение. Работая в системе, применяя деятельностный метод, я стремлюсь раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к образованию, к учёбе.
Ключевой позицией моей методической работы является  формирование у детей способности  учиться, то есть развивать  способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного  и активного присвоения нового социального опыта. При организации учебной деятельности на уроке я ставлю перед собой задачу самореализации обучающихся.  Целью обучения становится целостное  развитие личности ученика, то есть наиболее полное развитие заложенных в ней активно-творческих  возможностей.
Внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов не только предоставляет новые возможности  ученику и учителю, но и повышает ответственность за формирование личности, гражданина. Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть, благодаря современным УМК, включающим  учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта:  оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Я работаю по УМК «Гармония» под редакцией Н.Б. Истоминой. Все упражнения продуманы так, что каждый ученик, выполняя ряд заданий, может сам сформулировать тему и цели урока. Система заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.
При планировании уроков я стараюсь следовать требованиям к современному уроку:
— самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока;
— учитель выступает в роли организатора, а не информатора;
— обязательная рефлексия учащихся на уроке;
— высокая степень речевой активности учащихся на уроке.
Приведу примеры некоторых заданий,  которые я использую на уроках.

Урок русского языка.
Заполни четвёртую строку, исключив из каждой строки лишнее слово.
1)    Проч…, настеж…, глуш…
2)    Стереч…, береч…, ноч…
3)    Умываеш…, держиш…, плащ…
4)    …, …, …
Запись на доске:
Цель урока:
Познакомиться с …  …  … … …
Учиться … … …
Дети выделяют по определённым признакам лишние слова, объясняют выбор, и объединение слов в четвёртую группу. Затем объясняют орфограммы в выбранных словах, формулируют самостоятельно правило. Сравнивают своё правило с правилом в учебнике и сами определяют цели урока.

Урок математики.
Используя числа 12,  3,  36 составь верные равенства.

12 *  3= 36  (объясняют принцип умножения)
3 * 12 =36  (объясняют свойство умножения)
36 : 3 =12   (объясняют принцип деления)
36 : 12 =3   (пробуют объяснить, применяя знания принципа деления и умножения)
Далее ученики сравнивают свои выводы с объяснением в учебнике и  самостоятельно определяют тему урока и основную цель данного урока.
Фрагмент урока литературного чтения. Л.Н. Толстой «Филипок» (сохранён авторский вариант заголовка)
При проведении анализа произведения задаю вопрос ученикам:
— Как вы думаете, почему учитель громко говорил с учениками (кричал), когда Филипок вошёл в класс? (дети высказывают своё мнение, причём поясняют свои ответы, высказывая своё отношение к данной ситуации).
Затем прошу их перенестись в наше время и инсценировать ситуацию так, чтобы и учитель не кричал, и чтобы ученик не испугался. Несколько пар показывают свои варианты, а остальные ученики выбирают тот, что им больше понравился и объясняют почему.

Урок окружающего мира.
Как проходит обычный урок, например, по  «окружающему миру»? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание. Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

Урок «Организм человека».

                 Ребята, работая в группах, выбирают себе тему. Используют разнообразные формы работы, распределяя задания между каждым участником группы, защищают мини-проекты на уроке. Взаимопомощь и совместная работа помогают ребятам не бояться отвечать, работать на уроке.
Урок технологии.
Применяются разные методики, но с большим увлечением дети работают над проектами. Очень понравился моим ученикам проект «Жили-были…»
(слайды презентации)
•    Совместная проектная деятельность способствовала гармоничному развитию межличностных отношений — способности работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; уметь сопереживать; уважать различные мнения; занимать активную и ответственную социальную жизненную позицию. И в целом, способствовала дальнейшему развитию основополагающих компетенций, необходимых человеку 21 века.

На каждом уроке стараюсь применять разные виды рефлексии, что способствует каждому ребёнку оценить свою работу на уроке, спланировать дальнейшую работу по данной теме.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
—   рефлексия настроения и эмоционального состояния;
— рефлексия деятельности;
— рефлексия содержания учебного материала.

Анкетирование:
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется     активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

«Светофор»
Дети сигналят карточками:
Зелёной – побольше таких дел, поучительно,
Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,
Красной – дело не понравилось, скучно.

«Дерево творчества» (Сказочное дерево)
По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Зелёный листик – не совсем удовлетворён днём;
Жёлтый листик – «пропащий день», неудовлетворённость.
«Огонёк общения»
Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:
— сегодня меня порадовало…
— сегодня меня огорчило…
Ребёнок дарит медальки (цветочки) разного цвета тем, кому посчитает нужно.
Например, зелёный самому умному, продуктивному на уроке; розовый – самому вежливому, воспитанному, приятному в общении.
У кого получился самый большой букетик? Как вы думаете, почему?
«Лестница успеха»
Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку:
— уверен в своих знаниях
— в основном уверен
— нужно ещё повторить
— нуждаюсь в помощи
(слайды презентации)

Учитель – ключевая фигура современной школы. От его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть креативным:
1.    Владеющий современными образовательными технологиями.
2.    Эффективно взаимодействующий с семьями обучающихся.
3.    Открытый новшествам.
4.    Мотивированный на работу с учащимися.
5.    Способный к личностному и профессиональному развитию.
Каждый учитель должен стремиться получить предполагаемый результат обучения по новым стандартам:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

Мы с оптимизмом смотрим в будущее.
«Преподавание – есть искусство,
поэтому совершенство недостижимо,
а совершенствование – бесконечно»
Л.Н. Толстой

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Twitter
  • Мой Мир
  • Facebook
  • В закладки Google
  • Blogger
  • Блог Я.ру
  • Одноклассники
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
Если Вам интересна эта запись, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 . Комментарии и пинг закрыты.

???Mail.ru   Яндекс.Метрика