Урок по литературному чтению. Л. Н. Толстой «Филипок»

Урок по литературному чтению.

2 класс. УМК «Гармония»

Л. Н. Толстой «Филипок» ( 2 урок)

 

 

Цель: создание условий для формирования правильного, осознанного и выразительного чтения.

Это интересно:

Задачи:

— учить детей анализировать текст, используя сюжетно – композиционный треугольник;

— развивать мышление, внимание, умение работать в парах, в группе;

— воспитывать волевые качества, желание учиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Орг. момент.

— Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости – учителя нашей школы. Как вы думаете, чтобы они хотели увидеть и услышать на нашем уроке?

— А что мы можем показать нашим гостям?

— Я думаю, что наш сегодняшний урок подарит нам радость общения, у нас всё получится. Улыбнитесь друг другу!

— Как вы думаете, ребята, всегда ли дети могли так как и вы приходить в школу и получать знания?

Почему они не могли учиться?

— Из какого произведения мы узнали вчера о жизни крестьянских детей? (Л.Н. Толстой «Филиппок»)

(Слайд 1)

— Сегодня мы продолжим работать над этим произведением и проанализируем то, о чём прочитали.

— Чтобы вам читалось и работалось на уроке легко, быстро и понятно давайте сделаем речевую разминку:

1) произносим гласные звуки: громко, тихо, плавно;

2) дыхательная гимнастика «Задуть свечу», одну, три, пять; (Слайд 2)

3) работа со скороговоркой

«Ученик учил уроки – у него в чернилах щёки»

а) по слогам;     б) с ускорением;    в) кто быстрее?

— Вы тоже вчера учили уроки, и я думаю, что наша работа на уроке не будет сложной. Но, если возникнут затруднения, товарищи всегда придут на помощь.

— Скажите, ребята, к какому жанру относится данное произведение? Почему? ( Л.Н. Толстой учил крестьянских детей и т. д.)

— В произведении Л.Н.Толстого «Филиппок» встречаются слова, которые сейчас редко употребляются в речи. Давайте проверим, насколько внимательно вы читали и поняли смысл прочитанных слов. У каждого из вас на парте лежит карточка со словами. Надо найти им объяснения и соединить слово и пояснение к нему.

Слобода Шустрый
Пострелёнок Работа по дням
Сенцы Скрытно от всех
Украдкой Озорник
Бедовый Пригород
Подённая работа Помещение между жилой частью дома и крыльцом
Бежать во весь дух Нижняя часть раскрывающейся снизу одежды
полы Очень быстро
   

 

Самопроверка. ( Слайд 3) Сверить ответы со слайдом.

— Оцените свои знания. Красный смайлик – я выполнил всё верно; зелёный – допустил ошибку.

— А сейчас вы выполните тест, а я проверю как вы внимательно читали быль.

Тест

1. Куда ушёл отец у Филиппка?

А) в лес;

Б) на подённую работу;

В) в поле.

2. С кем остался дома Филиппок?

А) с мамой;

Б) с бабушкой;

В) с братом.

 

3. Чью шапку надел мальчик?

А) брата;

Б) свою;

В) отцовскую.

4. Имя брата Филиппка.

А) Костюшка;

Б) Васютка;

В) Кирюшка.

5. Клички собак, напугавших мальчика.

А) Жучка;

Б) Волчок;

В) Юла.

 

— Кто является главным героем этой были?

— Какие ещё действующие лица встречаются в этом произведении?

— Каким вы представили себе  Филиппка в начале произведения?

— Каким он стал в конце были?

— Давайте посмотрим, как развивались события? У вас на столах лежит схема-памятка. Как она называется?

                           К                                         

В______________ З                                                           Р__________________З

Сюжетная линия.

— Назовите основные этапы сюжетной линии произведения? (вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение)

— Давайте построим сюжетную линию данного произведения.

Работа в парах.

— На столах у вас лежат части плана, надо правильно разложить деформированный план в схеме. Будем читать и искать правильное название к каждой части.

1 часть. Филиппок заскучал дома.

2 часть. Трудный путь в школу.

3 часть. Встреча с учителем.

4 часть. Филиппок читает.

5 часть. Филиппок стал ходить в школу.

Чтение 1 части (стр. 138) « цепочкой» (Слайды-иллюстрации к произведению)

— Найдите в тексте слова, подтверждающие, что мальчик был маленький? (Выборочное чтение)

— Что ещё узнали о Филиппке?

— Как собирался Филиппок в школу? Почему?

— Выберите название этой части, вставьте в схему. Проверка.

Чтение 2 части (стр. 139) « цепочкой»

— Далеко ли была школа?

— Почему в своей слободе собаки не трогали Филиппка?

— Что произошло у чужих дворов? Почему?

— Как вы понимаете выражение «нашёл страх»? Какие синонимы можно подобрать к этому сочетанию слов?

— Почему он испугался?

— Дайте название 2 части. Поместите это название в схеме. Проверка.

Чтение 3 части (стр. 139) Инсценировка подготовленными ребятами                   ( соблюдать интонацию).

— Сколько героев для инсценировки нам нужно выбрать? (автор, учитель, Филиппок)

— Почему Филиппок заплакал?

— Какое чувство испытал мальчик? Почему?

— А какое чувство испытали бы вы, окажись на месте Филиппка?

— А как можно было по — другому сыграть эту сцену, чтобы не плакал Филиппок?

(инсценировка, соблюдать интонацию). Беседа о взаимоотношениях людей.

— Как называется эта часть? Найдите её место в схеме. Проверка.

— Почему учитель пожалел мальчика?

Чтение 4 части ( стр. 140),    («жужжащее чтение») 3 абзаца.

— Как ребята объяснили появление Филиппка в школе? (выборочное чтение)

— Как Филиппок стал учеником школы? (чтение по ролям)

— Герои (автор, учитель, Филиппок)

— Изменится ли интонация в голосе учителя? Почему?

— Как изменился Филиппок в конце произведения? Почему?

— Как можно назвать эту часть? Найдите место в схеме для этой части.

— Как учитель относится к мальчику?

— Почему Филиппок стал вдруг хвалиться?

— Что ответил учитель Филиппку? Почему? А вы согласны с мнением учителя?

Что оценил учитель в характере мальчика?

Работа в группах.

— У каждого из вас есть по одному слову, соберите все слова в пословицу и попробуйте объяснить смысл каждой пословицы.(Слайд  4  )

1. Грамоте учиться- всегда пригодится.

2. Добра желаешь – добро делай.

3. Хорошие стремления нужно поддерживать.

Чтение 5 части хором.

Найдите название и место в схеме для этой части. Проверка.

— Мы получили план данного произведения. Как вы думаете, где он может нам пригодиться? (при подготовке пересказа)

— Что же помогло Филиппу поверить в свои силы?

— Мы видим, что из маленького и тихого мальчика Филипп стал более решительным, смелым.

— Давайте составим словесный портрет мальчика. Какие черты характера присуще Филиппку. (Слайд  5   )

Грустный       самостоятельный       серьёзный        настойчивый        весёлый смелый         шутливый          целеустремлённый

Проверка.

— Какие черты характера вы хотели бы воспитывать в себе? Почему?

— Как вы думаете, как будет учиться Филипп дальше? Почему?

— Что больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? Почему? (внутренний мир мальчика, его характер, который складывается и уже проявляется в детстве).

— Как вы думаете, у Филиппка уж всё закончилось? (нет, учёба – это тяжёлый труд, но очень интересный).

— Как можно было бы продолжить это произведение?

— Некоторые ребята подготовили рассказ о том, как они представили себе дальнейшую   жизнь Филиппка.

— Что помогло мальчику стать именно таким?

— Ребята подготовили стихотворение об очень важном качестве характера, который каждый человек должен в себе воспитывать.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

 

— Что вам понравилось на уроке?

— Что вы интересного и поучительного для себя вы узнали?

— Как бы вы оценили свою работу на уроке? ( Выбрать смайлик: красный – я хорошо поработал, зелёный – надо ещё стараться).

— Вы молодцы, ребята, поработали хорошо! И на остальных уроках все ребята примут активное участие в работе.

— Какое бы домашнее задание вы хотели получить? Почему? (пересказ по картинному плану)

— Спасибо за урок. ( Слайд  6  )

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Twitter
  • Мой Мир
  • Facebook
  • В закладки Google
  • Blogger
  • Блог Я.ру
  • Одноклассники
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
Если Вам интересна эта запись, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 . Комментарии и пинг закрыты.

???Mail.ru   Яндекс.Метрика