Критерии эффективности воспитательной деятельности классного руководителя

Критерии эффективности воспитательной деятельности классного руководителя.

Это интересно:

Трудно недооценить и переоценить роль классного руководителя в создании благоприятной атмосферы учения для своих подопечных. Сколько слов благодарности слышим мы в адрес этих людей от выпускников школ. Но, к сожалению, не меньше слов разочарования, обиды. Как часто наши дети приходят со школы с твердым намерением не возвращаться туда, только потому, что были обижены и даже унижены человеком, который по долгу службы должен охранять их психологическое и физическое здоровье. Но...

Классные часы, превращенные в еженедельные летучки с разбором «полетов», который сопровождается нередко очень нелестными и порой оскорбительными словами в адрес учеников. Родительские собрания, где одних только хвалят, а других прилюдно ругают, смакуя негативную информацию, заканчивающиеся решением очередных финансовых проблем. Как часто дети, отправляя родителей на собрание, ждут их возвращения со страхом: «Ну, что обо мне сказали? Ты будешь меня ругать?» И самое страшное, что они не защищены от нарушения учителем педагогической этики элементарной педагогической неграмотности родителей. Слишком часто учащиеся выслушивают от них такие фразы: «Ты у меня хуже всех! Как я устала от тебя? Когда это кончится?» И самое страшное, что многие родители не брезгают и таким методом воспитания, как физическое насилие, доходящее нередко до элементарного избиения. Об этом должен обязательно помнить каждый педагог, сообщающий негативную информацию о ребенке.

Никакое увеличение суммы финансового вознаграждения не решит проблему качества работы. Если учитель не способен содружествовать, сочувствовать, сопереживать, взаимодействовать, сопровождать развитие ребенка, как заинтересованное в успехе лицо, то, сколько ему не плати, он не изменит свой стиль работы.

Большинство родителей хотят видеть учителя добрым, общительным, любящим детей. Следует отметить, что в последнее время все больше родителей останавливают свой выбор на школе, где реализуется личностно-ориентированный подход. Изучение особенностей организации традиционных и личностно-ориентированных подходов позволил зафиксировать, что в отличие от учителя традиционной школы, который все трудности и проблемы своей деятельности старается найти в учениках и их родителях, в недостаточной обеспеченности школ и низкой заработной плате, большинство педагогов в школах с личностно-ориентированным подходом трудности видят в себе, в недостаточных знаниях, умениях, навыках практической деятельности, в недостаточном понимании ситуации и неумении найти быстрое и правильное решение. Важной установкой педагога, реализующего личностно-ориентированный подход является установка на самообразование и саморазвитие, как в педагогическом, так и в общекультурном плане и в личностном плане. Должность классного руководителя не должна просто раздаваться директором школы. Эта обязанность учителя-воспитателя должна вручаться только людям, для которых основная ценность воспитательной работы — ребенок (его личность и индивидуальность), процесс его развития, его права, в том числе право на свободу в воспитательном процессе.

В рамках сообщества «Классный руководитель XXI века», организованного на сайте «Сеть творческих учителей», было произведено исследование, в ходе которого, после анкетирования и социального опроса, были выделены критерии эффективности работы классного руководителя.

Опрос касался основных знаний, умений и навыков, которыми должен обладать современный классный руководитель. Ни для кого не секрет, что, приступая к работе в качестве классного руководителя, любому учителю придется провести основательную «ревизию» своих ЗУН, а, возможно, и многому научиться. Суммировав все полученные ответы, получился довольно увесистый «рюкзачок»:

  1. Знания по теории и методике воспитательной работы.
  2. Знания по психологии (прежде всего, возрастной и социальной).
  3. Знания по основам физиологии школьников, требования школьной гигиены.
  4. Компьютерная грамотность, последние веяния в сфере информационных технологий.
  5. Знания и умения ориентироваться в основных нормативных документах в сфере образования, в трудовом и семейном законодательстве, знание инструктивно-методических документов, методических рекомендаций по организации воспитательного процесса; основных направлений и перспектив развития народного образования и педагогической практики.
  6. Умения организаторского характера.
  7. Коммуникативные навыки.
  8. Навыки анализа, диагностики, прогнозирования, коррекции, разрешения конфликтных ситуаций, самоконтроля.
  9. Умения и навыки практического характера из различных областей (туризм, экскурсии и многое другое).

При проведении исследования были даны оригинальные ответы: «...Среди множества других достоинств, которыми должен обладать классный руководитель, отмечены увлеченность и умение увлечь за собой других. Это может быть творческое дело, личное хобби и т. д. Важно, чтобы педагог мог в деятельности проявить себя как личность». (И. Л. Никитенок, Псков) «На мой взгляд, профессия классного руководителя схожа с профессией минера. Поскольку стоит раз „оступиться“ и контракт с ребенком потерян». (Е. А. Назарова, Ульяновск)

При проведении исследования были выявлены трудности, с которыми сталкиваются учителя в процессе организации работы с учащимися.

  1. Проблемы в знаниях самих преподавателей.
  2. Коммуникативные трудности.
  3. Нехватка свободного времени, перегруженность.
  4. Отсутствие квалифицированной помощи.
  5. Финансовые трудности.

Для повышения квалификации и преодоления трудностей были предложены следующие рекомендации:

  1. Повышать качество самообразования, больше читать методической литературы, периодических изданий.
  2. Использовать опыт и советы коллег через непосредственное общение.
  3. Использование интернет-ресурсов.
  4. Усилить работу школьных методических объединений классных руководителей.
  5. Активизировать обмен передовым опытом, новыми идеями.

Все исследования проводились не только с целью сбора информации, но и с целью координации каждым педагогом собственных усилий в деле повышения профессионального уровня классного руководителя. Проблем и трудностей очень много. Ждать помощи от чиновников не приходится. Значит «спасение утопающих — дело рук самих утопающих».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Twitter
  • Мой Мир
  • Facebook
  • В закладки Google
  • Blogger
  • Блог Я.ру
  • Одноклассники
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
Если Вам интересна эта запись, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 . Комментарии и пинг закрыты.

???Mail.ru   Яндекс.Метрика