Активные формы работы на уроках русского языка

Активные формы работы на уроках русского языка.

Это интересно:
Купить академический отпуск подробности на сайте .

Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу — это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.

Средством, позволяющим организовать целенаправленную и систематическую работу над развитием учащихся в процессе обучения русскому языку, являются учебные задания. Выполняя их, учащиеся овладевают новыми знаниями, приемами умственной деятельности, закрепляют и совершенствуют умения и навыки.

Совершенствуя методы, средства и формы обучения, каждый учитель должен проявить максимум творчества и инициативы, чтобы обеспечить активное усвоение знаний учащимися, заложить основы их всестороннего развития и интереса к учению.

Интересная работа мысли вызывает чувство удовлетворения, а вместе с тем — стремление во что бы то ни стало довести работу до конца. Положительные эмоции обладают созидающей силой. Скука тоже эмоция, но она не обогащает умственную деятельность, а подавляет ее.

При построении уроков русского языка главное внимание я уделяю активизации мыслительной деятельности учащихся с помощью разнообразных методов и форм учебно-воспитательного процесса. Дидактическая игра является важным средством воспитания умственной активности учащихся. Игры в своем развитии эволюционируют от предметных к ролевым и от ролевых к дидактическим. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Деятельность детей должна быть разнообразной не только по форме, но и по содержанию и строится в соответствии с закономерностями обучения. Как же пробудить на уроке интерес к предмету и заставить детей быть сосредоточенными и внимательными? Думаю, что учить нужно в игровой форме параллельно с основной, обучающей задачей развивать внимание учащихся. Для достижения этой цели я использую магнитную доску, кодирую слова на доске, а дети угадывают слово. Детям интересно работать с тем словом, которое они угадали сами. С каждым упражнением задания усложняются. Подобные упражнения развивают внимание, логическое мышление учащегося.

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка способствуют нетрадиционные формы проведения уроков (уроки — КВН, уроки — путешествия, уроки — исследования, проблемные вопросы на уроках и т.д.). Такие формы проведения уроков позволяют не только заинтересовать ребят, но и развивают логическое мышление, систематизируют полученные знания и закрепляют их.

Одной из форм обучения является самостоятельная работа. Вопрос о самостоятельной работе учащихся поднимался еще в педагогической литературе прошлого. И это естественно: одно из обязательных условий успешного обучения — привитие учащимся навыков самостоятельной работы над учебным материалом. Активность и самостоятельность учащихся — один из основных принципов дидактической системы.

Оснавная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала, в том числе орфографии. В этих целях я использую задания вида «Объясни», «Докажи», ставлю вопрос «Почему?», требую обоснования того или иного написания. Например. Детям предлагается небольшой текст о погоде. Затем ребятам надо самостоятельно озаглавить его, перечислить как можно больше способов, чтобы узнать погоду, не выходя на улицу. Далее ребенку предлагается представить, что он пишет письмо другу, живущему в стране, где другие погодные условия. Надо описать погоду так, чтобы ваш друг хорошо представил климат вашего края.

Важно и сотрудничество детей между собой в процессе обучения на уроке.Совместные действия детей налаживаются не сразу, я специально формирую их, время от времени меняю группы, пересаживаю детей, чтобы у них накапливался опыт общения, умение вести себя в малой группе и в коллективе. Очень нравится ребятам, когда они работают на уроках парами, или осуществляют взаимопроверку с последующим оцениванием работы товарища. Эти формы обучения также способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся.

В начальных классах современной школы одной из эффективных форм работы, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является творческая игра. Она способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения.

Одним из путей решения проблемы активизации творческого потенциала личности является активизация творческого воображения, поскольку процесс воображения является основной составляющей любого вида творческой деятельности. С помощью познавательных процессов осуществляется не только познание, но и преобразование окружающего мира. Так, ощущения включены в восприятие, которое невозможно для определенного уровня развития мышления, а процесс мышления пронизывает процессы памяти и воображения. Таким образом, активизируя процесс воображения младшего школьника, мы оказываем положительное влияние на развитие других процессов (памяти, мышления и т.д.).

Например.

Знакомство со словом Россия.

1) Дается этимология этого слова.

2) Даются слова: Родина, Россия, Отечество, Москва, Кремль, Красная площадь.

Подчеркни слова, близкие по значению. Подчеркни буквы, написание которых надо запомнить. Составь предложение с любым из слов и запиши его.

3) Напиши сочинение на тему «Россия — родина моя!».

4) Представь себе, что будет происходить в твоей стране через сто лет. Что можно будет увидеть на улицах, какие будут школы, развлечения? Во что будут одеваться люди, какие открытия они совершат?

5) Представь, что с тобой произошло необычное событие (встретил волшебника, стал Президентом своей страны). Перечисли свои действия.

Чтобы урок не был скучным, монотонным, я на уроках стараюсь чередовать разнообразные формы работы.

Одной из таких форм является работа по карточкам, работа с перфокартами, тестирование. Эти формы работы позволяют не только оценивать полученные знания, но и переключать внимание детей с одного вида работы на другой, что также способствует активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Twitter
  • Мой Мир
  • Facebook
  • В закладки Google
  • Blogger
  • Блог Я.ру
  • Одноклассники
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
Если Вам интересна эта запись, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 . Комментарии и пинг закрыты.

???Mail.ru   Яндекс.Метрика